На главную / Новости & Аналитика
/ Последние новости
/ Уральские машиностроители предлагают отделиться от Китая стеной
|
Уральские машиностроители предлагают отделиться от Китая стеной08.07.2009 — Аналитика Решение о создании российско-китайского фонда по экспорту машиностроительной продукции, принятое на июньском экономическом форуме в Москве, вызвало неоднозначные оценки екатеринбургских промышленников. Производители, с которыми побеседовал обозреватель "РусБизнесНьюс", подозревают власти в сдаче внутреннего рынка ради политического союза с Китаем. Заместитель председателя союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Беседин убежден, что китайцы совершенно не заинтересованы в приобретении российского оборудования. "Мы не можем им предложить новых технологий, - говорит эксперт. - Китаю же нужны ноу-хау, а мощности и рабочие руки у него уже есть. Поэтому о каком экспорте из России может идти речь?". Соревноваться с Поднебесной в качестве и сроках изготовления машиностроительной продукции, считает Беседин, вообще бессмысленно. У россиян складывается ощущение, что китайцы работают в три смены без выходных и отпусков. Например, отечественные производители, борясь друг с другом на тендере, готовы исполнить заказ за 90 дней – китайцы говорят, что сделают за месяц. Поразительно то, что они при этом не выдыхаются и продолжают стайерскую дистанцию в спринтерском темпе. Качество тоже улучшается с фантастической скоростью. Поэтому екатеринбургские машиностроители совершенно не понимают, зачем создавать фонд по продвижению продукции, заранее зная, кто будет доминировать в экспорте. Потрясающее развитие Китая отчетливо видно на примере его сотрудничества с ЗАО "Уральский турбинный завод". Начиная с 1953 года, УТЗ поставил 64 паровых турбины в Китайскую Народную Республику, в том числе две - в последние четыре года. Генеральный директор предприятия Евгений Кислицын сообщил "РусБизнесНьюс", что в девяностые годы именно китайские заказы помогли заводу остаться на плаву. Сегодня в КНР работает уже девять турбинных заводов, и российские энергетики начали закупать у них оборудование (в частности, Троицкая ГРЭС). Экспансию приостановил экономический кризис: уральские турбостроители надеются, что, благодаря слабому рублю, в ближайшие пару лет будут избавлены от китайской продукции. Однако кризис серьезно сказался и на энергетических заказах в России. Свои надежды УТЗ по-прежнему связывает с китайским рынком. В настоящее время завод ведет переговоры с China National Machinery & Equipment import & export corporation о поставке двух паровых турбин мощностью 300 МВт, а также крупных деталей паровых турбин еще на пять станций. Евгений Кислицын подчеркивает, что для успешной конкуренции необходимо активное лоббирование интересов российских производителей на государственном уровне. Впрочем, ряд экспертов утверждает, что китайцы не опасны предприятиям, выпускающим высокотехнологичную продукцию. Генеральный директор НИПИГОРМАШ Денис Парыгин отмечает, что конкурировать можно всегда – в том числе с развитыми западными странами. В последнее время ведущие предприятия-поставщики горношахтного оборудования занимаются лишь сборкой и интеллектуальным обеспечением выпуска продукции. НИПИГОРМАШ пошел по этому же пути, сохранив конструкторскую группу и перейдя на импортные комплектующие, обеспечивающие качественные характеристики всей машины. Имея общих поставщиков комплектующих, конкурировать можно лишь за счет гибкости в работе с заказчиками да за счет создания дополнительных центров прибыли. Большинство российских предприятий, считает Денис Парыгин, ориентируется на возможности своего производства. НИПИГОРМАШ решил организовать выпуск специальной техники, которая позволит заказчикам разрабатывать сложные месторождения. В России таких машин нет, поскольку потребителей немного, и серийно производить технику нет смысла. В мире подобную технику делают всего 1-2 фирмы. Заказчики на эту продукцию, утверждает Парыгин, есть: надо лишь искать их, становясь по-настоящему клиентоориентированной компанией. ЗАО "Энергомаш (Екатеринбург) – Уралэлектротяжмаш" также начало пять лет назад менять структуру производства. На предприятии осуществляется лишь сборка трансформаторов, высоковольтной аппаратуры и преобразовательной техники. Часть производства перевели в Сысерть на Уралгидромаш, часть - на Атоммаш. Основные комплектующие приобретаются за границей – например, в том же Китае. Заместитель по производству екатеринбургского предприятия Валерий Портянко подчеркивает, что остановка сборочного производства по вине контрагентов исключена, поскольку поставки узлов и деталей дублируются. Параллельно на заводе ведется строительство двух новых корпусов для размещения производства трансформаторов и преобразовательной техники. Инвестиции составят, по словам коммерческого директора предприятия Виталия Дайбова, 2 миллиарда рублей, из которых уже освоена четверть. В Сысерти также возводится новый корпус площадью 42 тысячи квадратных метров для размещения производства комплектующих. Объем инвестиций составит порядка 1 миллиарда рублей. Инвестиционная программа рассчитана минимум на три года. Директор отдела продаж высоковольтной аппаратуры Дмитрий Деев отмечает, что стандарты, которых удалось достичь предприятию, настолько высокие, что китайские производители просто не могут составить Уралэлектротяжмашу конкуренцию. Однако и на свой рынок китайцы не пускают: экспорт уральцы осуществляют в основном в страны СНГ. Раньше в Китай с УЭТМ поставлялось очень много электротехнической продукции. Сегодня завод пытается продавать туда выключатели для метро, но сталкивается с проблемами, поскольку потребности закрывает местная промышленность. Китайцы между тем не оставляют надежд поставлять в Россию в том числе и электротехническую продукцию. Возможно, они сумеют со временем составить конкуренцию и Уралэлектротяжмашу, на котором в первом квартале серьезно упали объемы производства из-за уменьшения заказов со стороны металлургов и нефтяников. Завод рассчитывает поправить дела с помощью новой продукции: в третьем квартале завершится аттестация выключателей второго поколения на 220 КВ. Тем самым, полагают их разработчики, будет ликвидировано отставание российской продукции этого класса от компаний ABB, Siemens и Areva. Сотрудники Уралэлектротяжмаша утверждают, что на новую продукцию уже имеются заказы. Вопрос в том, хватит ли их для финансирования перспективных разработок в дальнейшем. Защитить свой рынок от конкурентов россияне сегодня могут единственным способом: вкладывая серьезные средства в развитие интеллектуального потенциала машиностроительной отрасли. Екатеринбургские машиностроители, ориентирующиеся на мировых производителей, отмечают, что проблема сегодня заключается не в Китае как таковом и даже не в стимулировании экспорта продукции. Российским производителям пока нечего предложить иностранным заказчикам. Денис Парыгин говорит, что его предприятие сможет оформить новые продукты лишь в течение ближайших двух-трех лет. Связано это с отсутствием заказов на отечественном рынке. Поэтому машиностроителям, как воздух, нужна поддержка государства именно в этом вопросе. Евгений Кислицын сообщил, что Уральский турбинный завод совместно с другими энергомашиностроительными компаниями лоббирует в правительстве введение таможенных пошлин на ввоз энергетического оборудования, производимого в России, на уровне 30%. По его мнению, это бы стимулировало производство передового оборудования на российских предприятиях. Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |