Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Золотая дорога для российского газа
Выбрать: Русский язык English language

Золотая дорога для российского газа

Золотая  дорога  для российского  газа

29.10.2009 — Аналитика


Строительство новой железной дороги на Ямале для транспортировки природных ресурсов обрело четкую финансово-организационную основу. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", новая схема заинтересовала частные компании, способна спасти федеральный бюджет от серьезных трат и поможет начать строительство уже в 2009 году.

Реализация транспортной составляющей проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" ("УП-УП") переходит в новую фазу. Многолетний документооборот между чиновничьими кабинетами, наконец, плавно эволюционирует в начало строительства железной дороги на Ямале. Без этого было невозможно развитие других составляющих проекта - создания энергетической инфраструктуры и собственно освоения природных ресурсов Севера.

Этому предшествовали перестановки в руководстве ОАО "Корпорация Урал промышленный - Урал Полярный", учрежденном правительствами ряда российских регионов. "Была потеряна динамика, в том числе и при ведении геологических работ, не велся контроль за этими работами, отсутствовал контакт между Министерством природных ресурсов России и корпорацией "Урал промышленный - Урал Полярный, - отмечает заместитель уральского представителя Президента РФ Александр Белецкий. - Нужно было убеждать, создавать платформу для дискуссий, в том числе научных, по проведению геологических работ. Работа была недостаточно эффективна".

После смены руководства Корпорации реализация проекта значительно ускорилась. "Бессмысленно говорить о том, что мы готовы к началу строительных работ, потому что этого ждали все строители Ямала последние 5-6 лет. За предыдущие годы было сделано значительно меньше, чем за последние 3-4 месяца", - заявил генеральный директор ОАО "Ямалтрансстрой" Игорь Нак.

Речь идет о строительстве двух железных дорог - меридиальной "Полуночное - Обская - Салехард" и широтной "Салехард - Надым". Строительство первой стоимостью 126 миллиардов рублей должно начаться в 2010 году и завершиться в 2014.

Планируется строить меридиальную дорогу за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Но именно это обстоятельство вызывает сегодня серьезные сомнения. "В сложившихся экономических условиях вопрос финансирования проекта из бюджета стал достаточно сложным, - подчеркивает Александр Белецкий. - Поэтому мы приняли решение сосредоточиться на тех проектах, которые предполагают привлечение инвестиций, и остановились на линии "Салехард - Надым". Строительство именно этой железной дороги станет стартом для создания транспортной инфраструктуры "УП-УП".

Строительство широтной дороги "Салехард - Надым" протяженностью 354 километра оценивается в 60 миллиардов 967 миллионов рублей. Предполагается, что 80% от этой суммы составят средства частных инвесторов. Почему государство рассчитывает их найти? Потому что, в отличие от меридиальной дороги, по широтной уже четко обозначился будущий грузопоток. Это перевозка с полуострова Ямал до 7 миллионов тонн газового конденсата в год.

Федеральные власти открыто называют будущего главного инвестора дороги "Салехард - Надым" - ОАО "НОВАТЭК". "С компанией уже подготовлен проект соглашения, подписать которое мы планируем в ноябре. Сегодня "НОВАТЭК" везет газовый конденсат по более длинной дороге. Эта будет экономичнее", - сообщил Александр Белецкий.

В "НОВАТЭК" подтвердили свою заинтересованность в реализации проекта. "Нам интересно строительство железнодорожного участка "Салехард - Надым", мы готовы обеспечить грузопоток на данном направлении", - сообщил "РусБизнесНьюс" пресс-секретарь компании Михаил Лозовой. Вместе с тем он уклонился от ответа на вопрос, действительно ли готовится инвестиционное соглашение. 

Впрочем, на этапе строительства инвестиции потребуются в первую очередь от самих дорожно-строительных компаний: денежные средства в полном объеме им будут выплачены только после окончательной приемки работ. Очевидно, инвестиционный кредит им предоставит Внешэкономбанк, подписавший с Корпорацией "Урал промышленный - Урал Полярный" соглашение о стратегическом финансировании. Для того, чтобы в реализации транспортного проекта смогли участвовать (финансово и технически) как можно больше строительных организаций, участок "Салехард - Надым" будет разделен на 7 примерно равных пусковых блоков.

Тендер по каждому из 7 блоков планируется провести в ноябре 2009 года, поскольку в октябре ФГУ "Главгосэкспертиза" выдало положительное заключение на проект строительства дороги. Но результаты тендеров по сути уже предопределены: победителями станут преимущественно компании из Ямало-Ненецкого автономного округа, имеющие большой опыт работы в экстремальных условиях Севера. В частности, ОАО "Ямалтрансстрой", ОАО "Надымтрансстрой", ОАО "Арктикнефтегазстрой", ОАО "Ямальская строительная компания", ОАО "Ямалстроймеханизация". 

Перед участниками тендеров ставится важное условие: вся необходимая техника должна быть выведена на объекты к декабрю 2009 года. Таким образом, строительство широтной дороги (одновременно со стороны Салехарда и Надыма) начнется на год раньше, чем предполагалось.

Такая финансово-организационная схема позволяет временно снять с государства часть громадного бремени по реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" и говорить о наконец-то определенном частно-государственном партнерстве.

"Это действительно прорывной подход, в котором отсутствует стандартное государственное финансирование, - рассуждает Игорь Нак. - Это подход, в котором в один клубок сворачиваются и стратегические задачи ОАО "Российские железные дороги", и перспективные направления развития Уральского федерального округа, и взгляды на свое будущее строительных компаний. При этом принципиально важно то, что во главу угла ставится не сама стройка, а эффективность этого проекта".

Участие государства в транспортном проекте выразится в первую очередь в строительстве двух гигантских мостовых переходов через реки Надым и Обь. Финансировать это строительство планируется за счет федеральной целевой программы и средств, привлеченных северными регионами.

Оператором будущей широтной дороги станет "Ямальская железнодорожная компания", которой также будут переданы близлежащие имущественные комплексы, которые принадлежат ОАО "Газпром" (участок "Пангоды - Надым") и ОАО "РЖД". "Таким образом, мы получим сквозной тариф по транспортировке газового конденсата, перевозка которого и станет источником для погашения инвестиций", - отмечает Александр Белецкий.

"Наша компания готова выполнить те функции, которые ей предлагаются, - заверил генеральный директор ОАО "Ямальская железнодорожная компания" Якоб Крафт. - Мы также готовы принять участие в ряде подрядных работ, в частности, по подвозу грузов".

Строительство дорог на российском Крайнем Севере - будь то автомобильные или железные - можно измерять на вес золота. Во всех смыслах. И какой бы дорогой не была дорога, ещё дороже России обходится бездорожье.

Павел Кобер

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта