Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Евгений Гонтмахер: "Надо развивать чувство справедливости"
Выбрать: Русский язык

Евгений Гонтмахер: "Надо развивать чувство справедливости"

Евгений Гонтмахер: "Надо развивать чувство справедливости"

03.04.2009 — Аналитика


О влиянии экономического кризиса на уральские регионы и способы борьбы с ним в беседе с обозревателем "РусБизнесНьюс" Владимиром Соколовым размышлял доктор наук, руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.


- Евгений Шлемович, какой Вам представляется современная ситуация для регионов УрФО?

- Ситуация в таких регионах как ХМАО, ЯНАО, на мой взгляд, остается стабильной, даже несмотря на то, что нефть сейчас продается в три-четыре раза дешевле, чем на пике цен. При правильном экономическом и финансовом менеджменте кризис эти два округа не сильно затронет. Запас прочности там сохраняется очень большой, и производство не встало. Что касается Свердловской, Челябинской областей, там ситуация абсолютно другая. Это факт, что сильно упало производство. Низкий спрос и низкие цены на мировом и внутреннем рынках металлов привели к тому, что кризис сильно отражается именно на этих регионах.


- В феврале металлурги немного вздохнули спокойно, цены стали подниматься, людей вернули в цеха...

- Да, произошло, своего рода, небольшое облегчение, но его надолго не хватит. Это был типичный отскок после большого падения. Мировая экономика в рецессии и в низком спросе, судя по всему, будет находиться достаточно долго. Но, я думаю, что таких резких падений на рынках металлов больше уже не будет. Будет небольшое колебание вокруг какой-то точки. Взлет-падение-взлет.


- Сколько это продлится, год, полтора, два?

- 2009-2010 годы точно. Уральская металлургия ведь ориентирована на экспорт, а там спрос небольшой. Если взять внутренние потребности, строительство, например, оно тоже заморожено. Эта ситуация депрессии, то есть - падение на низкий уровень и нахождение на нем, будет довольно длительна. Кризис можно представить в виде буквы L - падение, потом длинная-длинная палочка депрессии. Если говорить о металлургии, то ситуация, видимо, уже находится на этой горизонтальной палочке. Но пока не в ситуации, когда возможен рост и восстановление на прежний уровень.


- Что следует ожидать регионам в социальной сфере на фоне разворачивающейся экономической депрессии?

- Это опять таки зависит от специализации. Северные газонефтяные регионы вряд ли сильно на себе ощутят проблемы.


- Тем не менее, власти этих регионов сообщают, что сокращают многие программы развития. По жилью, например...

- Да, верно, но в прошлые годы они очень сильно продвинулись вперед в строительстве жилья и инфраструктуры. Поэтому эти сокращения на фоне прошлых успехов выглядит не так плохо, как смотрелось бы в других регионах, где этого ничего и не начиналось. Скажем, Удмуртия - слабый регион, где по разным причинам в прошлые годы не смогли нарастить мощную инфраструктурную базу. Или Курганская область. У нас вообще много слабых регионов в России, которые не успели воспользоваться плодами экономического роста. Многие из них в советское время жили очень неплохо, потом упали, затем начали восстанавливаться, и вот теперь у них, к сожалению, новая ситуация падения. Вот это самая проблемная группа в России, таких регионов примерно половина.


- Какие меры должны принимать федеральные и региональные власти для сохранения социальной стабильности? 

- Если упало производство, что можно сделать в этой ситуации? Ну, выплатить пособие по безработице, еще что-то придумать по линии социальной защиты, но это не замена занятости. Поэтому, мне кажется, сейчас нужно отменить выплату всех возможных пособий и видов помощи, которые существуют на региональном уровне и распределяются вне зависимости от доходов семьи. Нужно перераспределять эти деньги реально нуждающимся. Ведь у нас в регионах очень мало адресных программ. Есть, конечно, помощь многодетным семьям, они в большинстве своем бедные, им надо помогать. Или вот есть масса программ помощи инвалидам. Но одно дело, когда инвалид живет один и помочь ему некому, и другое - когда он в семье, которая имеет приличный доход. Я понимаю, что это социально болезненно - у кого-то забрать и перераспределить, но необходимость этого надо объяснить. Что сейчас есть люди, которые просто не вы-жи-вут! Остальные могут продержаться год-два за счет федеральных выплат и льгот, а также собственного ресурса.

Это надо объяснять обществу, людям. Чувство справедливости и сплоченности надо развивать. Давайте помогать только тем, кто в этом реально нуждается. Или вот есть федеральное пособие по безработице - максимум 4900 рублей. Но оно же сейчас не страховое, как это было несколько лет назад. Сейчас это обычное пособие по бедности, если человек потерял работу. Но если у него в семье все работают, у всех есть достаточно высокий доход, зачем ему платить из бюджета? Правительство вправе перераспределить деньги только тем, кто реально в них нуждается. Вот этот подход, очень сложный, тонкий, надо начать применять. А перед этим, конечно, людям надо все объяснить, нельзя решать кулуарно такие вещи.


- В экономической части что нужно предпринимать для выхода из кризиса?

- Развивать малый бизнес. Сейчас не время вести широкую деятельность по привлечению больших капиталов - наших, западных ли. Нет условий. Кризис везде - у нас, в мире. Сейчас регионы должны отпустить на свободу малый бизнес. В пределах своих полномочий и в той части, что идет в региональный бюджет, не брать налоги с них. Далее - обеспечить отсутствие многочисленных проверок, которые, в первую очередь, оказывают коррупционное давление. Для микробизнеса нужно обеспечить бесплатное подключение к электричеству, газу. Это единственный способ, который действенно сможет помочь в условиях безработицы. Все существующие программы занятости, перепрофилирования, общественные работы - все эти паллиативы нужны, но не сильно помогут безработным. А вот малый бизнес в самое тяжелое время может смягчить удар. Надо просто освободить его от давления государства.


- Как вы оцениваете послабления бизнесу, о которых сейчас говорится на федеральном уровне?
 
- Тоже положительно. Если говорить о федеральном уровне, то здесь надо идти навстречу и крупному бизнесу. Его тоже необходимо освободить от административных препон. Ведь сейчас даже если есть деньги, их нельзя инвестировать по-крупному. Надо обязательно куда-то бегать, испрашивать разрешения - и в правительстве, и в Администрации Президента, и у губернатора. Бизнес должен развиваться свободно. Он должен стать полноправным участником антикризисного процесса. Сейчас же он находится в состоянии подчиненном. А если освободим его, то это поможет смягчить ситуацию, вывести Россию после кризиса на какие то более-менее приличные позиции, развиться.

 
- В условиях кризиса насколько уместно говорить о привлечении иностранных инвестиций в регионы?

- Это будет возможно на фоне улучшения общей ситуации в стране. Ведь Свердловская область - это не Уральская республика. Если в России плохой инвестиционный климат, это автоматически означает, что такой же климат в Свердловской области. Если судебная система не является независимой в Москве, она не является независимой и в Екатеринбурге.


- То есть у регионов мало шансов выйти самостоятельно на внешний рынок и рынок инвестиций?

- Конечно, мало. Какие сейчас инвестиции? У нас даже в хорошие времена иностранные инвестиции шли в основном на фондовый рынок. Потому что там очень быстро росла стоимость акций, и на пустом месте можно было получить отличный доход. А западных инвестиций в реальное производство у нас всегда было не так много. Сейчас надо поправлять инвестиционный климат по стране в целом, поправлять инвестиционный рейтинг и так далее, и так далее. Это все, повторяю, федеральные программы.

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта